Игорь Крюков

От Москвы до Иерусалима за 1 час

Кто из нас не мечтал побывать в Иерусалиме, в этом Святом граде, от которого трепещет сердце любого верующего да и не только верующего человека.

Этот город интересен как с религиозной точки зрения, так и с исторической, ведь он стоит на пересечении множества путей и дорог, объединяя в себе многие культуры и народности.

Побывать там действительно не просто, даже при современных технологиях, потому что такая поездка потребует в любом случае массу времени, оформления загранпаспорта, других документов и конечно финансовых затрат.

Многие из нас вспоминают рассказ о Святителе Иоанне Новгородском, который летал в Иерусалим на бесе, и вернулся той же ночью.

Вот и нам бы хотелось также быстро попасть в этот град. Только навряд ли мы удостоимся такой святости. Но что же делать? В Иерусалим- то хочется.

Оказывается выход есть ! Немногие из нас знают, что в Подмосковье, в городе Истре, всего лишь в часе езды от Москвы, есть Воскресенский Ново- Иерусалимский монастырь, который был построен ещё во времена патриарха Никона, в 1656 году, повторяя своей архитектурой и устроением храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Но эта жемчужина России была закрыта в Советское время, а впоследствии разрушена, и восстановлена лишь недавно, поэтому немногие о ней знают. Сейчас она постепенно начинает пользоваться огромным интересом среди россиян и не только.

Я много лет хотел побывать в этой обители, но все никак, как говорится, не доходили руки.

И вот наконец-то я решился. Для такой важной поездки был выбран воскресный июньский день. Как раз шли дни Петровского поста.

Накануне я узнал, что в воскресный день проходят 2 службы- поздняя начиналась в 10 утра. Меня эта информация порадовала, можно не так рано вставать, и как раз побываю на литургии, причащусь, а после и на экскурсию, чтобы подробнее узнать об истории монастыря. Такой был план. Специально не заходил ни на какие сайты, не смотрел фотографии. Хотелось впервые все увидеть собственными глазами, и сравнить эти 2 Иерусалима. Новый, который я собираюсь посетить в России, и старый, в котором я уже бывал в Израиле.

Вечером навигатор показывал мне около полутора часов, с учетом пробок, от Рязанского проспекта, где я находился по своим делам, до места назначения. Утром мы выехали заблаговременно и добрались до обители менее, чем за 50 минут.

День обещал быть теплым и солнечным. Уже на подъезде к Истре, где находится Иерусалим, точнее Новый Иерусалим, виднелись золотые купола и очертания белоснежного монастыря в привычном русском стиле, но что-то в нем уже издалека выдавало необычность.
Припарковав машину, мы вышли и направились к главным воротам. Подходя к ним понимаешь, что монастырь, как и многие другие, огорожен крепостной стеной, и пока не было видно сходства с Израильской святыней. Там фасад серо-песчаного цвета, а здесь противоположность по цветовой гамме. Но все таки он величественен и красив. Рука автоматически тянется за телефон. Начинаешь делать как можно больше фотографий.

И тут же я увидел, что на телефон приходит масса сообщений. У меня сегодня День ангела. Мурашки побежали по моему телу. Да, действительно, духовное, святое место. 20 лет я мечтал сюда попасть, и Господь привел меня сюда именно в День ангела.

Всем ответить на поздравления я не успевал, решил сделать это позже, ведь мы уже бежим, торопимся на службу. И вот зайдя в монастырские ворота стало заметно сходство с незабываемой архитектурой храма Гроба Господня.

Только в белых тонах, и с золотыми куполами вместо свинцовых. Колокольни тоже отличались, они исполнены в русском стиле.

Заходя во внутрь храма приходит понимание, что вход сейчас организован немного с другой стороны, в отличии от Старого Иерусалима, ведь Камень Миропомазания на котором Иисус лежал после распятия меня не встречает.

Я начал обходить храм, искать определённые сходства. Понимаешь, что они есть. И вот меня встречает Кувуклия- место Христова Воскресения. Ее наружное убранство состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колоннами находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов. Наверху Кувуклии – золоченый крест. В Новом Иерусалиме Кувуклия по своим объемам меньше, но по внутреннему пространству, как я позже убедился, больше. Это обусловлено тем, что ее стены не заключают в себе куски скалы.
Осмотрев Кувуклию снаружи, мы поторопились зайти внутрь, отстояв небольшую очередь. Внутри, меня встречал предел Ангела, где лежал небольшой округлый камень. Этим камнем закрывали вход в Гроб Господень, в Евангелии сказано, что когда-то он был большим. Но паломники, посещавшие Святую Землю отламывали от него кусочки и увозили с собой. Поэтому в Новом Иерусалиме он примерно соответствует размерам, которые в наши дни можно увидеть в Израильском Иерусалиме. Осмотревшись в Кувуклии я заметил, что слева изображены Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Соломия, а справа апостолы Иоанн и Пётр. Из придела Ангела через узкий проем можно попасть в пещеру Гроба Господня. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе Спасителя. Мы поклонились Живоносному Гробу.

Выйдя из Кувуклии, мы быстро обходим храм, я пытаюсь сориентироваться. Вижу Камень Миропомазания. Напротив, «Красные врата», но они закрыты, рядом с ними вторые из «Великих врат», которые называются «Судные». Я понимаю, что вход располагается с другой стороны. Тут же приходит осознание, где находится Голгофа, торопимся подняться на нее.
Расположение такое же как и в Старом Иерусалиме, но убранство Голгофы все равно отличается. Место где стояли крест Господа и кресты двух разбойников обозначены тремя отверстиями.

Быстро осмотревшись и приложившись, мы возвращаемся к крестовой части храма, чтобы побыть на службе.

Служба прошла празднично, по воскресному торжественно. Было приятно стоять в этом красивом, величественном храме, с бело-голубым отливом. По окончанию литургии мы продолжили осматривать храм, но желудок уже давал о себе знать, так как со вчерашнего дня мы ничего не кушали, готовясь к причастию. Поэтому мы поторопились найти трапезную. Хотелось бы отметить, что она прекрасна и с эстетической, и с кулинарной точки зрения. А рядом еще есть и вареничная, которая не менее вкусная и колоритная.

Пообедав, находясь в прекрасном настроении, мы отправились на запланированную экскурсию. Очень хотелось, как можно подробнее узнать об этом интересном монастыре, зайти и потрогать каждый уголок. Погода стояла великолепная. Что еще больше придавало оптимизма.

Стоит отметить, что экскурсию заранее можно было не заказывать, так как они проходят практически постоянно, особенно в выходные дни. А индивидуальная экскурсия стоит не так дорого, и гиды всегда радостно проведут ее.

Нашим проводником оказалась женщина, приятной церковной наружности, таких еще называют «божий одуванчик». У нее в руках была книга, и она нам поведала историю строительства монастыря.

Строительство было начато в XVII веке, по проекту Патриарха Никона, который сам никогда не был в Иерусалиме, и был знаком с храмом Гроба Господня лишь по чертежам и рассказам. В будущем по его замыслу монастырь должен был стать центром православного мира. Оказывается, что окрестности для новой обители были подвергнуты перепланировке, лес по берегу реки Истры был вырублен, а возвышенность под строительство была досыпана и тщательно укреплена. Местные наименования были также изменены, под характерные, взятые из текста Евангелия. Так, например, холм на котором планировалось возведение монастыря, переименовали в Сион, холм к востоку назвали Елеонской горой, а реку Истру Иорданом. План храмового комплекса Нового Иерусалима был почти одинаковым со старым. На строительные работы привлекали не только монастырских крестьян, но и квалифицированных рабочих.

Так, в 1656 году была построена Воскресенская церковь с трапезной, и прочими служебными помещениями. А уже в октябре 1657 года состоялось ее освящение, на котором присутствовал царь Алексей Михайлович. На памятном кресте, расположенном на Елеонском холме, отмечено интересное обстоятельство, что именно царь рассматривая постройки с холма, первый назвал монастырь Новым Иерусалимом.

Уже в 1658 году был заложен Воскресенский собор. При Патриархе Никоне монастырь процветал, и особенно славился своей обширной библиотекой, мастерами и тд.

В последствии, ввиду боярских интриг и размолвки с царем, Патриарх Никон был извержен из священства, сослан в ссылку и стал простым монахом.

После этих событий противники Никона пытались лишить обитель вотчин, а строительство монастыря было приостановлено за неимением средств. В таком печальном положении монастырь находился вплоть до смерти Никона. Подробные интересные факты о его жизни и кончине мы узнали немного позже, возле его захоронения.

Лишь в правление Федора Алексеевича, строительство монастыря было возобновлено, царь приписал обители 20 монастырей и пожаловал новые земли.

В XVIII веке при правлении Петра I довольствие монастыря, как и штат монахов были сокращены. Ситуация поменялась при Елизавете Петровне, когда императрица взяла обитель под покровительство. Материальное положение улучшилось, возросло количество земель, был произведен ремонт Воскресенского собора и шатра ротонды, обрушившегося в 1723 году.

В 1762 и 1792 году на территории монастыря произошли крупные пожары, средства на восстановление были выделены Екатериной II, императрица кропотливо занималась украшением обители.

А уже в XIX веке монастырь стал центром русского паломничества, в нем трудились видные ученые и мастера, был открыт музей, для паломников построили гостиницы.

В 1919 году после революции монастырь был закрыт. В 20-х годах на его территории основали музеи, в коллекцию которых вошла церковная утварь из монастырских храмов, иконы и тд.

Во время Великой Отечественной войны немцы превратили обитель в лагерь и госпиталь для своих солдат. Советским летчикам и артиллеристам было приказано оберегать монастырь, учитывая его архитектурное и историческое значение для страны. Немцы знали это, и этим пользовались. Фашистские захватчики заминировали и взорвали монастырь во время отступления из Истры 10 декабря 1941 года. Большинство экспонатов музея были разграблены или уничтожены от взрыва, обрушились своды собора, колокольня, 8 башен и большинство возвышенностей.

Лишь в 1959 году музей на территории монастыря начал свою работу. В период послевоенной реставрации, которая длилась до 1969 года были частично восстановлены монастырские сооружения. В конце 70-х, начале 80-х был восстановлен шатер.

В 1993 году патриарх Алексий II начал процесс по возвращению Нового Иерусалима в лоно церкви. В течении 1994 года работа монастыря была возобновлена.

И только в XXI веке монастырь был восстановлен полностью. К 2013 году рядом с Воскресенским собором была восстановлена колокольня, которую уничтожили немцы еще в 1941 году. А к концу 2016 года были закончены практически все работы по реставрации монастыря. Но лишь в 2019 году многолетний процесс восстановления обители был завершен в полном объеме.

История монастыря захватывала, мы с восторгом слушали гида, которая показывала фотографии тех печальных лет, и разрушенных сводов обители, радуясь, что сейчас можем посмотреть на Новый Иерусалим практически в том виде, каким он был в XVII веке.

После рассказа о судьбе монастыря, мы прошли во внутрь храма, наш путь начался справа налево.

Наш экскурсовод рассказала, что храм можно обойти по кольцу. Мы очутились в восточной части северной галереи у «Темницы Господня», где по приданию, Христа держали перед казнью, а Богородица рядом оплакивала сына, там же находилось отверстие для пыток, откуда у Спасителя вытаскивали ноги, чтобы запереть их в кандалы. Мы шли дальше по полукруглому коридору с приделами в честь Страстей Христовых, каждый из которых имеет высокий изразцовый иконостас. Осмотрели придел Поругания Господня, который еще носит название придел Тернового Венца и другие. Эти приделы, как и в Иерусалиме размещены за главным алтарем. О каждом таком святом знаковом месте гид рассказывала подробно.

Потом мы спустились в церковь Константина и Елены, где Святая Елена нашла крест Господень. В Старом Иерусалиме такая церковь находится в скале, а в новом из-за особенностей ландшафта уже в XVII веке пришлось рыть ров. Интересный факт, что по правую сторону при постройке церкви забил источник он имел название «Живоносный», в 1920 году когда монахи были изгнаны из обители источник тут же внезапно пересох. Но когда началось восстановление храма, в 1994-году случилось чудо, источник забил снова. Монастырь и в наше время продолжает являть чудеса.

Осмотрев святой источник, мы проследовали к северной части церкви Константина и Елены, к приделу в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали», где захоронены Варвара Ивановна Суворова, скончавшаяся в 1806 году, и погибший при переправе через реку в 1811 году Аркадий Александрович Суворов. Единственный сын великого русского полководца был похоронен напротив своей матери. Суворовы были вкладчиками монастыря. Интересный факт, основная масса вкладчиков Нового Иерусалима погребены на территории монастырского некрополя, по сторонам подземной церкви.

После чего мы поднялись из нижней части, и направились к могиле патриарха Никона, которая располагается в южном пределе Воскресенского собора. Нам поведали историю, как после продолжительной ссылки, и неподтвержденной клеветы, он был оправдан государем в 1681 году, и умер от болезни через непродолжительное время, не успев доехать до монастыря. Сам царь Федор Алексеевич со слезами на глазах читал над ним Апостол и целовал его в десницу. Святителя похоронили в белокаменном гробу, который был вытесан из породы привезенной когда-то самим Никоном с Белого моря. В 30-х годах XX века захоронение было вскрыто. О дальнейшей судьбе останков, к сожалению, мало что известно. У гробницы патриарха с конца XVII века и по настоящее время происходил ряд чудесных исцелений, что подтверждает святость этого великого человека.

Далее, мы проследовали на Голгофу по «Жалостному пути», состоящему из наружной и внутристенной лестниц. Голгофа это наверное одно из самых святых мест на планете. Милая женщина поведала как она устроена, и что она лишь немногим отличается от Голгофы в Старом Иерусалиме. Иконостас Голгофской церкви относится к XVIII веку. На данный момент часть икон хранится в музее. На протяжении всей истории монастыря церковь на Святой Голгофе украшали лучшие произведения церковного искусства. После взрыва совершенного нацистами, крест нашли в соборе черным, покрытым слоем нагара, а под нагаром было почти неповрежденное древо. Крест в высоту 340 сантиметром, а распятие 180. Рядом с Господом находится Богородица- мама, а также ученик Иоанн Богослов.

Центральное отверстие для креста располагается под престолом, к нему прикладываются паломники, когда опускаются на колени. Примечательно, что в момент смерти Христа от землетрясения треснула скала, в Новом Иерусалиме трещина также воспроизведена.

Мы задержались на этом месте. Не хотелось уходить.

Спустившись с Голгофы, мы проследовали на запад, к местному Камню Миропомазания. Экскурсовод поведал, что в 2008 году камень лежал на полу, как в Иерусалиме, но после реставрации камень подняли, и сейчас он находится примерно в 60см от пола. Паломники привозят со Святой Земли миро и возливают его на камень в Новом Иерусалиме, поэтому сейчас камень благоухает, почти как в храме Гроба Господня.

Также, гид рассказала о «Судных вратах» и «Красных вратах» напротив камня, скорее всего они были сделаны белорусскими мастерами, а сейчас оригиналы находятся в музее Нового Иерусалима. Теперь стало понятно, почему мы сразу не встретили камень Миропомазания, когда вошли в собор, все потому что вход с севера, а не с юга, возможно при Никоне действовал южный вход, как раз таки через эти врата.

Решив наконец-то загадку с входом, мы снова отправились к Кувуклии. Экскурсовод рассказала о ней более подробнее, показала ее фотографии после взрыва. Интересный факт, что когда храм был разрушен в Советское время, сходство с Иерусалимским храмом практически было одинаковым по тону, так как побелки не было и преобладал естественный цвет камня. Но все же после расчистки завалов Кувуклия предстала в том виде, в каком патриарх Никон устроил ее в XVII веке, следуя палестинскому первообразу. Удивительный факт, что делает это место еще более уникальным: только здесь и сейчас можно увидеть как Гроб Господня выглядел изначально, поскольку в Палестине Кувуклия была существенно перестроена в 1808-1810 года, после сильнейшего пожара.
Далее, мы прошли к монастырской иконе Богородицы Радость Всех Ангелов, на ней изображен монастырь как прообраз Града Небесного Иерусалима, над ним стоит Царица Небесная на месяце, который перевернут рожками вверх, это редкий образ, который не увидишь в других храмах, поэтому эта икона малоизвестна среди верующих, имя автора остаётся не открытым. Она весьма впечатлила, от нее не хотелось отходить. После чего, мы осмотрели образ Спасителя, который выводит из ада праведников, держа за руку первочеловека Адама. Также, гид обратил наше особое внимание на то что, Главный алтарь имеет пониженную восточную стену, так как она служит основанием для четырех столпов, поддерживающих верхнюю часть аспиды с пятью окнами, это очень редкая особенность для храмов, которая позволяют мирянам наблюдать, что происходит в нем во время службы, делая этот храм еще более уникальным. Стены Главного алтаря расписаны под мрамор. К сожалению, его иконостас в годы Великой Отечественной войны полностью был утрачен. Сейчас в нем располагаются 86 воссозданных икон по найденной описи 1848 года.

Обойдя нижнюю часть собора, мы с гидом начали подниматься на второй этаж и колокольню. С места, где обычно поет хор, хорошо видно Кувуклию сверху.
Экскурсией надо воспользоваться обязательно, ведь она вам предоставляет шанс насладиться устройством собора практически с высоты птичьего полета, а самостоятельно это сделать невозможно.

Осмотрев подробно второй этаж и полюбовавшись панорамой собора, мы поднялись на уникальную 63-метровую колокольню. Откуда открывались великолепные виды на окрестности. А хорошая погода добавляла пейзажу особых красок и атмосферу.
На колокольне нам рассказали, что в 2013 году была завершена ее реставрация, и сделано освещение. На звоннице был воссоздан ансамбль из 15 колоколов, и куранты, на которые автоматически обращаешь внимание еще при входе в монастырь, они отбивают часы с помощью других 15 колоколов. «Часы боевые с перечасием» были установлены на этом месте еще в XVII веке, и в последствии не раз менялись. На верхние ярусы был поднят «Трехсвятительский колокол»- единственный сохранившийся из первоначального ансамбля. Всего колоколов 31. Реставраторам удалось приблизиться к XVII веку достаточно точно.

Виды с колокольни были потрясающие.

Отсюда не хотелось уходить, но налюбовавшись просторами монастыря мы стали возвращаться обратно. Мы еще раз насладились архитектурой Кувуклии с высоты птичьего полета, а спустившись вниз снова подошли к Гробу Господня, приложились. Уже ни раз поймал себя на мысли, что в этом большом, величественном соборе чувствуешь себя маленькой песчинкой.

Обойдя повторно монастырь, мы попрощались с нашим гидом, я подарил ей, и в историческую библиотеку обители религиозную книгу о Тульском храме: «Возрождая утраченное: Свято- Казанский храм Тулы», за своим авторством. Мы сделали несколько памятных фотографий на фоне монастыря.
Напоследок купили еще несколько сувениров уж очень хотелось взять хоть какую-то частичку этого великолепного духовного места для себя, родственников, и друзей.

В монастырской лавке продавщицы меня уже приметили и запомнили: «Вы еще здесь ?».

Я пошутил: «Да, остаюсь, буду послушником в вашем монастыре».

Женщина заулыбалась: «Ну да, ну да, это серьезный шаг».

Уже без гида, мы в последний раз осмотрели монастырь, и при выходе прошлись по крепостной стене, общая протяженность которой около одного километра. О чем не пожалели. Ведь с нее, с высоты 9 метров, открывается потрясающий вид на монастырский комплекс, и получаются чудесные памятные фотографии.
Обзаведясь красивыми фото, набравшись массой впечатлений, мы вышли из монастыря. И по рекомендации гида отправились к храму Вознесения Господня на Елеонской горе. С нее можно насладиться великолепным видом, не даром царь Алексей Михайлович наблюдал за постройкой Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря именно отсюда. Когда мы прибыли на возвышенность, то смогли в этом убедиться собственными глазами. Время уже было около 7 часов вечера, перед нами открывалась чудесная панорама на монастырь.
Стоя на Елеонской горе и подводя итоги, мы поняли, что у нас выдался прекрасный, духовно-культурно-исторически- географически- познавательный день, который нам запомнится на всю жизнь, принося радость в наши сердца.

Дорогие друзья, очень вам рекомендую побывать в этом чудесном месте. Вы прекрасно проведете свои выходные. Для этого надо всего лишь выбрать один день, и вы очутитесь в Иерусалиме, быстрее, чем Новгородский святой. Невероятное место рядом !
Паломничества Путешествия и экспедиции