Игорь Крюков

Невероятные места: Единственный православный священник на один миллиард триста человек


Подыскивая страну для очередного путешествия, в этот раз свой выбор я остановил на Индии. Но прежде чем окончательно определиться, меня сильно терзали сомнения. Отталкивало, что Индия страна практически сугубо индуисткая в вопросах касающихся веры. А мое путешествие как раз выпадало на время рождественского поста. Конечно где-то в отголосках памяти всплывал факт, что в Индии проповедовал апостол Фома, но мне казалось, что это все было в далеком прошлом, и христианство, по моему мнению, в этой стране, кануло в лепту.
Но несколько причин все же послужили поводом выбрать именно Индию. Во-первых, я никогда в ней не был. Хотелось посмотреть на ее многочисленные достопримечательности и познакомиться с ее культурой. Во-вторых, немного отдохнуть, искупаться в океане, и конечно же окунуться в теплое лето, полюбоваться природными пейзажами и красотами. Да и выбор был не так велик, немного куда можно было поехать, коронавирусный локдаун еще не пускал во многие страны.
Блуждая по просторам интернета, я решил, что отправлюсь в какой-нибудь оздоровительный- аюрведический отель, где питание, как правило, вегетарианское, и я по крайней мере смогу попоститься. Оказалось, что такими отелями славится южноиндийский штат Керала со столицей Тривандрум.
Представить, где это географически мне было сложно и сначала даже было трудно выговорить сами названия, но тем любопытнее становилось. Мой путь лежал из Москвы с пересадкой в городе Шардж в ОАЭ, и далее на небольшом самолете уже напрямик в Тривандрум.
Пройдя изнурительную процедуру сдачи ПЦР- теста, выйдя из аэропорта, нас сразу же приятно удивили уникальные флора и фауна Индии. Поразительные крики птиц, которые не услышишь в родных широтах, и вызывающие восторг своим мощным видом пальмы. Сев в машину, мы отправились к месту проживания. При заселении в отель внимание привлекла скульптурная сценка на тему Рождества Христова. Меня это приятно удивило и порадовало. Я сразу подумал, что владельцы отеля делают это для европейских туристов.
Отель, где я расположился, состоял из трёх разных зон, находящихся в шаговой доступности друг от друга. Каждая выполнена в определенном архитектурном стиле и гармонично вписана в окружающий пейзаж.
Меня поселили в зоне с небольшими бунгало, напоминающую маленькую деревушку в окружении живописной индийской природы. Внутри этого жилища имелось все необходимое: чистая простынь, кровать, вода, и вентилятор. А самое главное оно обладало колоритом: деревянные колоны, старая мебель в колониальном стиле, пальмовые крыши, все это создавало удивительный антураж, и с первых минут было ощущение, что ты жителей древней- сказочной Индии. Сразу было понятно, что место подходит для тех, кто хочет спокойно отдохнуть и уединиться.
Поскольку отель я выбрал аюрведический, то вскоре после размещения и консультации со специалистами, приступил к определенной терапии и процедурам. Лечение совмещалось с сугубо вегетарианским питанием, что для меня было очень важным, тем более в заключительные дни рождественского поста. Такое сочетание приятного с полезным заметно улучшило мое физическое самочувствие, но что гораздо важнее — внутреннее состояние, к тому же ощущение приближающегося праздника становилось всё сильнее.
Аюрведический отель
Особенно я обрадовался и в то же время удивился, когда увидел, неподалеку от отеля, на живописном берегу, вдоль рыбацкой деревни, мемориальный христианский храм Католической церкви. Я был поражен, христианская святыня и нигде нибудь, а в самой Индии, в той самой стране, где жители почитают божеств у которых по 6 рук ! Я уже понял, что вопреки собственным сомнениям, проведу Рождественскую ночь с молитвой у образов Спасителя и Пресвятой Богородицы, в этом месте.
Статуя Спасителя у Мемориального храма близ отеля
Рядом с мемориальным храмом
Мемориальный храм
Так и случилось, в теплую ночь с 6 на 7 января я отправился в этот храм на службу, правда, не совсем обычную — Литургию в аудиозаписи, которая имелась у меня на мобильном телефоне.
К храму, расположенному в нижней части местности, на берегу красивого залива, вела извилистая дорожка. Здание церкви, как и поклонные кресты вокруг нее, светились в ночи словно маяки, помогающие не заблудиться во тьме духовной и физической. И на душе было радостно оттого, что в такой великий праздник я могу здесь, вдали от родных мест, приобщиться к христианскому духу.
Разумеется, в церкви никого в столь позднее время кроме меня и моего спутника не было, ведь католическое Рождество приходится на другие даты. И вот мы молитвенно встречали этот светлый праздник на берегу океана, под шум волн и шелест колышущихся пальм, прям как в Израиле где родился Спаситель.
Внимание наше привлекла одна символическая и трогательная деталь, в храме когда мы пришли присутствовали две зажённые свечи. Кто их зажег, и когда? Этот вопрос оставался без ответа, и навевал атмосферу настоящего таинства. И что интересно, к концу Божественной литургии две свечи, начали гаснуть, а буквально с последними словами заключительной молитвы истаяли.
Ночь с 6-го на 7-е
От этого совпадения, у меня приятно пошли мурашки, это было символично.
После чего мы переместились в сторону нашего бунгало, где на улице рядом с ним стоял столик с заранее приготовленной нами трапезой, которая состояла из сезонных ананасов, кокосов, и бананов, чем мы в эту праздничную ночь и разговились. Запивая все это бокалом красного вина, и сладким арбузным соком.
К тому времени в штате Керала мы находились уже более 7 дней. Выезжая из отеля, и общаясь с местными жителями, мы поняли и были поражены, что наш храм, который находился близ от отеля, далеко не единственный, и вообще христианских храмов в этом штате огромное количество. Что нас просто повергло в изумление. Но я уже понимал, что именно правление и присутствие европейцев оставило здесь такой след. При всем изобилии храмов, службы и литургии, ни 6 ни 7 января, нигде не было, но все же мы один такой храм нашли, который располагался в Тривандруме, куда мы и отправились рано утром 7 января.
По дороге мой сопровождающий пояснил, что значительная часть индийского населения, принадлежащего к разным ветвям и течениям христианства, проживает в штате Керала. И я благодарил Бога, что я попал именно сюда. Ведь попав в какую нибудь другую страну, или даже другой индийский штат, я бы наврятли мог найти и упоминания о Христе, не говоря уже о целом христианском храме. И вот мой путь, как выяснилось, лежал в Сиро-Маланкарскую католическую церковь Святой Марии, возведенную в ранг католической базилики. Примечательна она тем, что это центральное место поклонения членов Сиро-Маланкарской церкви. Здесь же для поклонения выставлены останки почитаемых иерархов: архиепископа Мара Иваниоса, архиепископа Бенедикта Мар Грегориоса и главного архиепископа Католикоса Кирилла Базелиоса.
Сиро-Маланкарская церковь Святой Марии
Часть священнослужителей Маланкарской Церкви в разное время обучались в Москве. Между Маланкарской православной церковью и Русской существуют евхаристическое общение. И от этого мне хотелось еще больше побывать на этом богослужении.
Надо сказать, что в Индии службы в храмах начинаются довольно рано — в шесть часов утра. Но как ни старался наш водитель-«экстремал», у которого есть чему поучиться даже опытному каскадеру, мы всё же немного опоздали.
На службе утром 7 января 
Конечно, было любопытно ознакомиться и с внутренним убранством базилики. Признаться, меня очень поразили огромные вентиляторы в храме, я ранее таких никогда не видел где-либо, а тем более в церквях. После завершения службы мы через переводчика пообщались со священником, узнали от него много информации о приходе.
Общение со священнослужителями в Сиро- Маланкарской церкви
После чего, гид и водитель устроили мне краткую экскурсию по некоторым христианским достопримечательностям Тривандрума. Хотя они здесь повсюду и бросаются в глаза даже из окна автомобиля. Прежде всего — католические соборы и поклонные кресты. И такое сочетание индийского колорита, проявляющегося в буйстве красок, пышной растительности и громких звуках, в перемешку с выдержанной европейской архитектурой поражает своим контрастом. Показали мне также англиканскую и лютеранскую церкви, посмотрели и другие достопримечательности Тривандрума, были мы в Русском Центре науки и культуры, где всегда рады русским путешественникам.
Христианская святыня Тривандрума 
Церковь Мадре де Деус в Тривандруме 
Католическая святыня в Тривандруме
А завершили мы этот праздничный день, побывав в прекрасном зоопарке столицы штата Керала, где вам советуем тоже побывать. Настроение было праздничное, отличное, я постоянно созванивался и переписывался с друзьями, родственниками. Мы друг друга поздравляли с этим прекрасным праздником Рождества Христово. Многие из них изумлялись, что я им пишу и звоню не откуда-нибудь, а из далекой Индии, где многие из них не бывали, а те, кому удалось посетить эту экзотическую часть света, ничего не знали о штате Керала. В один из таких звонков, я поздравлял отца Серафима, который мне еще раз напомнил, что в Индии проповедовал апостол Фома, а христиане Индии убеждены, что именно святой Фома в 50-е годы I века принес на их землю Благую весть, и в течение 20 лет проповедовал в некоторых южных и юго-восточных регионах и даже основал несколько христианских общин. Опять же, как гласит предание, ученик Спасителя принял мученическую кончину от рук брахмана. Место, где апостол был убит и погребен, с тех пор называется Гора Святого Фомы в Ченнаи. Спустя столетия появился на ней и католический храм, в настоящее время кафедральный собор святого Фомы.
От этих слов отца Серафима понимаешь, что христианство в Индии имеет давнюю историю.
Написал я поздравительное сообщение и монахине Евдокии, настоятельнице Архиерейского подворья храма Казанской иконы Божьей Матери в Оренбургской области (уроженке города Ефремов), человеку неслучайному в моей жизни и уважаемому.
Матушка тут же откликнулась и сообщила мне, что в Индии несет служение отец Климент, священник Русской Православной Церкви, которого знают в России. Конечно же, она настоятельно рекомендовала мне не упускать возможность с ним незамедлительно встретиться. Я это воспринял негативно, ведь каждый день моего пребывания в Индии, был расписан не то что по дням, а по минутам. Ведь эта страна очень огромная, а так хотелось как можно больше всего увидеть. Поэтому регламент пребывания здесь был крайне плотным. И эта неожиданная новость меня взволновала, вызвала смятение, и даже гнев, опять матушка что-то придумала. Сначала я решил не встречаться с отцом Климентом, так как это просто катастрофически разрушило бы мои планы. Чувства переполняли меня. Но я все же начал собирать сведения об этом человеке и я узнал, что это единственный священик Русской Православной Церкви на один миллиард триста тысяч человек. Это стало мне интересно, и данная информация меня заинтересовала. Я тогда подумал, что если отец Климент находится где-нибудь недалеко, то отправлюсь к нему. Я начал размышлять как это осуществить.
При помощи друзей и помощника Николая были найдены контакты людей, способных нам помочь, а вскоре — и телефон отца Климента. Также я получил информацию о его месте нахождения и проживания, и понял, что добраться до него мне практически невозможно, так как он находится очень далеко от меня, и дорога только в одну сторону занимает более двух суток. Но мне не давал покоя тот факт, что это единственный православный священник на миллиард триста тысяч человек. И с каждым днем мне все больше и больше хотелось увидеться и пообщаться с ним воочию, и конечно же не хотелось ослушаться матушку. В моей голове возник грандиозный план: а не предложить ли батюшке встретиться в Нью-Дели, который я намеревался посетить.
Пересилив свои сомнения и страхи, я позвонил отцу Клименту и озвучил ему свое предложение, конечно, не забыв упомянуть рекомендацию матушки Евдокии. Боясь, что батюшка откажет, я также сказал, что все транспортные расходы возьму на себя. К моей радости отец Климент, недолго думая, согласился. Я приобрел для него билеты в Дели.
Все оставшиеся время в Керале, находясь в этом прекрасном тропическом-природном уголке в сочетании зеленных пальм, травы, ярко- желтого песка и лазурного океана, вытаскивая сети с местными рыбаками из прибрежной деревушки, все больше и больше знакомясь и погружаясь в быт индусов, я все равно прибывал в предвкушении встречи с отцом Климентом.
1
2
3
(1,2,3- Христианские святыни на реках Индии)
И вот время пребывания в этом природном раю подошло к концу, мы отправились в Дэли, и на следующий день поехали в аэропорт, встречать отца Климента. Он оказался молодым улыбчивым человеком, располагающим к себе.
Сначала я планировал с ним встретиться, пообщаться и пообедать в городе, но на тот момент в Дели был серьезный локдаун, и все заведения, даже мелкие, были закрыты. В итоге я предложил батюшке поехать ко мне в отель, чтобы спокойно пообщаться за трапезой, которую я заранее приготовил. По дороге я рассказывал о себе, но мне не терпелось узнать историю отца Климента: как индус стал православным священником. Ведь это, без всякого преувеличения и пафоса, уникальный случай.
Христианский храм в Дели
Общаться нам было легко, батюшка оказался замечательным собеседником, хорошо говорил по-русски, но как отметил сам отец Климент, он давно уже не общался на нашем языке, и был очень рад на нем поговорить.
Как оказалось, в православие его привел старший брат, хотя они на тот момент были протестантами. Вера была неотъемлемой частью их жизни, старший брат, Поликарп, тогда был возведен в епископы Англиканской церкви.
Чем взрослее становились братья, тем сильнее были их поиски истины. Они читали много разнообразной литературы о христианстве, и в определенный момент утвердились в вере, что истина христианства — в православии. Так, братья задумались о том, чтобы влиться в большую семью православных христиан.
Слушая все это даже не верилось, что это правда. Как индусы могли быть христианами, да еще не просто христианами, а искать истинного Христа. Это был невероятный рассказ.
Поликарп в итоге отказался от епископства и вышел из Англиканской церкви. Он хотел продолжить пастырское служение в Православной Церкви, надеялся, что после Таинства миропомазания и необходимой подготовки его рукоположат в священнический сан. Однако в силу ряда причин хиротония его так и не состоялась. Сегодня Поликарп живет как православный мирянин, работает инженером.
Будущий отец Климент так же хотел стать членом Православной Церкви, задумывался о том, чтобы стать священнослужителем. Как рассказывает сам батюшка, он не был настолько решим как его брат, и в какой-то момент он уже даже не мечтал стать священником. Но господь распорядился иначе. И вот однажды произошло невероятное: Климент услышал песнопения Пресвятой Богородицы, и голос, чёткий и звонкий, сказал ему: «Иди, учись на священника». Осознав, что произошло настоящее чудо, молодой человек принял теперь уже твердое решение стать православным батюшкой. Он написал письма в Иерусалимский, Вселенский Константинопольский, Кипрский и Греческий патриархаты с просьбой о помощи, о принятии его в Поместные Православные Церкви. Однако все его просьбы остались без ответа.
Также, Климент предпринял попытку и написал письмо в Русскую Православную Церковь. Когда после нескольких месяцев очередного молчания, он почти утратил надежду, словно в вознаграждение за решимость, настойчивость и терпение ему пришёл ответ от митрополита Илариона (Капрала), первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.
Молодого человека пригласили для обучения в духовную семинарию города Санкт-Петербурга. Родители и родственники отговаривали его от поездки в далекую и незнакомую страну, но будущий батюшка в своем решении был тверд.
В России Клименту действительно пришлось непросто, а временами даже тяжело. Прежде всего он с трудом привыкал к русскому климату, к питерской сырости, дождям и нехватке солнечного света, зимой страдал от морозов и метелей. Молодого человека начали преследовать серьезные болезни, нехватка финансов. В какой-то момент будущий священник даже думал бросить учебу и уехать домой. Но братья-сокурсники относились к нему с любовью и добротой, которые согревали его и придавали сил.
Также, к нему приезжала его будущая супруга, и оказывала поддержку. Привозила индийские пряности, которые батюшка мог продавать, чтобы хоть как-то залатать свои финансовые дыры.
А зимой 2016 года они повенчались. Таинство Венчания пары совершил ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и духовный наставник Климента епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Кстати, стоит особо подчеркнуть, что владыка Амвросий, который сегодня возглавляет Московскую духовную академию, — духовное чадо протоиерея Иоанна Миронова, чьим духовным наставником, в свою очередь, был преподобный Серафим Вырицкий — выдающийся подвижник благочестия ХХ века (показательный пример духовной преемственности!).
Так, любовь и поддержка близких и ближних, убежденность в правильности избранного пути помогли Клименту пережить все сложности и, успешно закончив семинарию, стать священником. После рукоположения в семинарском храме в честь апостола Иоанна Богослова иерея Климента Нехамайиа отправили в Индию, в его родной город Чандрапур где он по сей день несет служение.
В ходе разговора я поинтересовался у отца Климента, не хочет ли он построить первый в Индии храм Русской Православной Церкви.
— Конечно, такая идея есть, — ответил батюшка, — но самая большая сложность состоит в покупке и оформлении земли, есть много юридических тонкостей. Да и местные власти относятся к этой идее без энтузиазма, не говоря уже о местных жителях. Но все же такие планы есть, и с одним собственником уже ведутся переговоры по покупке земли, для строительства храма.
Кроме того, отец Климент рассказал, что его паству составляют более двухсот крещеных человек, есть и оглашенные. Пока что большая часть окормляемых — это перешедшие из англиканства вслед за его братом Поликарпом миряне, но есть и новообращенные. Отец Климент с начал своего служения и по сей день ведет миссионерскую деятельность, благодаря его трудам в деле просвещения, православная община растет постоянно. Поделился батюшка и трудностями пастырского служения. Значительно осложняет ситуацию отсутствие собственного храма — места, где верующие могли бы вместе молиться в соответствующей обстановке, в окружении икон, а также просто объединиться вокруг него. Пока же на время служб приходиться арендовать помещения. Поэтому, строительство своего храма жизненно необходимо. Также, свой храм и прилегающая к нему территория, позволит иметь хоть и небольшое, но свое христианское православное кладбище, что тоже очень важно.
Не стоит забывать и о том, что в Индии катастрофически не хватает православных священников, которые занимались бы катехизацией местных жителей. К слову сказать, он вообще единственный православный священник на миллиард триста тысяч человек. К сожалению, большая часть жителей страны незнакома с христианством, а уж тем более с православной верой. При этом отец Климент не унывает и не теряет надежду, полагаясь на Божью помощь.
Услышанное от отца Климента произвело на меня сильное впечатление. Ведь если вдуматься, то сложно представить, как человек в далёкой Индии, принял христианство, был воспитан в протестантской среде, пришёл к пониманию, что истина, неискаженная и чистая, принесенная на землю Иисусом Христом, заключена именно в православии, и поняв это, пошел дальше, ища возможность служить этой истине.
Для меня ясно и очевидно, что человек этот действительно призван на путь священства самим Господом, и Божья Матерь указала ему путь. Согласитесь, не так часто в жизни нам доводится общаться с такими людьми, и я рад, что Господь подарил мне встречу с отцом Климентом.
В завершение беседы, проникнувшись к батюшке, я сказал. что готов — и морально, и материально — помочь ему в строительстве храма. Ведь пути Господни неисповедимы, и может быть, Бог даст, и я буду удостоен такой возможности и чести — поучаствовать в строительстве первого православного русского храма в Индии… Как знать.
Мы еще немного пообщались с отцом Климентом. Я передал ему подарки и низкий поклон от матушки Евдокии, затем проводил в аэропорт.
Еще долго меня не покидали воспоминания о встрече с этим молодым православным священником. Ведь часто ли в жизни вам приходилось встречаться с человеком, который наверняка слышал голос ангела, а может быть самой Богородицы. Я всем сердцем благодарил матушку Евдокию за совет встретиться с ним, благодарил Бога за то, что послал мне на жизненном пути такого светлого человека, настоящего христианина и пастыря.
P. S. Подводя итог своего краткого путешествия, а теперь уже можно сказать и паломничества, отмечу, что Индия мне очень понравилась не только красотами природных ландшафтов, экзотикой, радушием и гостеприимством жителей, но и обилием христианских святынь. И теперь с уверенностью могу сказать, что любой православный человек собравшийся провести отпуск где-то в теплых странах, может смело отправляться в Индию. Пройтись по пути апостола Фомы, приложиться к его мощам или выбрать тот штат где наиболее развито христианство, разместившись, к примеру, в аюрведическом отеле, в котором вы сможете без труда соблюдать пост, любуясь красотами божьего творения: прекрасными джунглями, лазурным, теплым океаном, в котором можно покупаться. И если вы будете в этой стране, обязательно постарайтесь встретиться и поддержать этого уникального человека, отца Климента, единственного православного священника на один миллиард и триста тысяч человек.
2022-08-04 12:32 Путешествия и экспедиции Паломничества